Боль в области шеи и плеча, относящаяся к группе шейно-плечевых синдромов, — одна из ведущих причин инвалидности. Ее ежегодная распространенность превышает 30%, при этом практически у 50% людей болевой синдром даже после лечения носит рецидивирующий характер.
Анамнез заболевания и физикальное обследование дают представление о характере боли, помогают определить наличие «красных флажков».
В диагностике шейно-плечевого синдрома важное значение имеют инструментальные методы исследования: рентгенография, дополненная функциональными пробами и визуализацией атланто-аксиальной области, МСК/МР-томография, ультразвуковая диагностика и электромиография.
Лечебная тактика определяется в каждом конкретном случае и варьирует от использования анальгетиков до многоступенчатой схемы с применением симптоматических препаратов замедленного действия (Symptomatic Slow Acting Drugs in Osteoarthritis, SYSADOA)
Статистика
Физические, психологические и социально-экокомические последствия боли в шее и плече недооцениваются. Согласно исследованию глобального бремени болезней 2019 года, боль в шее и плече входит в число ведущих причин снижения работоспособности наряду с болью в нижней части спины, депрессией и артралгией.
Примерно 50% трудоспособного населения в течение жизни испытывает хотя бы один клинически значимый эпизод боли в шее и плече.
Ее распространенность, как правило, выше в странах с высоким уровнем дохода и преобладает среди городского населения. Многие факторы окружающей среды и личностные факторы влияют на возникновение и течение боли при шейно-плечевом синдроме, большинство исследований указывает на высокую частоту боли в шее среди женщин и повышенный риск развития боли в шее до возраста 35-49 лет, после чего риск начинает снижаться.
Боль в шее и области плечевого сустава, сопровождающаяся нарушением биомеханики и дисбалансом мышечно-связочного аппарата шейной области, наблюдается у 15-30% работоспособного населения.
В Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) боль в шее и верхних конечностях не висцеральной этиологии, обусловленная дегенеративнодистрофическим процессом, относится к рубрике M53.1 «Шейно-плечевой синдром» раздела «Дорсопатия» класса «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани».
Причина
В этиологии развития шейно-плечевого синдрома рассматривают роль вертеброгенных (с патологическими изменениями структур позвоночника) и невертеброгенных факторов (миофасциапьная боль, патология нервной системы, внутренних органов грудной полости и психические расстройства).
К основным вертеброгенным причинам развития шейно-плечевого синдрома относятся:
травмы шейных позвонков, перепомовывихи акромиального и грудинного концов ключицы;
вывихи плеча,
травмы.
Факторами развития цервикобрахиалгии могут выступать аномалии развития позвоночника, такие как наличие шейных ребер, расщепление дуг и нарушение тропизма суставных поверхносгей позвонков, утолщение первого ребра или ключицы.
Клиническое значение имеют и другие аномалии развития:
синдром Клиппеля-Фейля, для которых характерны конкресценция нескольких позвонков, резкое укорочение шеи и ограничение ее подвижности.
Спондилоартрит, спондилит, спондилодисцит также могут привести к развитию шейно-черепного синдрома. Не стоит забывать и о нестабильности позвоночно-двигательных сегментов.
Особенность строения шейно-плечевой области заключается в тесной взаимосвязи нервно-сосудистых образований, что способствует появлению сложных неврологических, мышечно-тонических, висцеральных и нейродистрофических симптомов при развитии дегенеративно-диотрофических изменений в позвоночнике.
Механизм развития шейно-плечевого синдрома
Механизм развития шейно-плечевого синдрома определяется главным образом сдавлением, натяжением и смещением спинномозговых кореипсов, в результате чего, как правило, проявляется рефлекторным мышечно-тоническим напряжением и миофасциальной болью с ограничением объемов активных и пассивных движений в конечности.
Часто боль возникает в области переднебоковой поверхности шеи и плеча с одной стороны или симметрично, симптомы нарастают при резких движениях головы и шеи, кашле или чихании, натуживании.
При сравнении электромиографических (ЭНМГ) показателей у пациентов с шейно-плечевым синдромом отмечено наличие однонаправленных изменений, определяется выраженное снижение параметров со стороны как больной, так и здоровой конечности.
Шейно-ппечевые синдромы — это группа неврологических синдромов, которые проявляются болью и парестезиями, парезами мышц, мышечно-тоническими, нейродистрофическими и вазомоторными расстройствами в области шеи, плечевого пояса и рук.
К наиболее часто встречающимся клиническим синдромам (в зависимости от локализации и течения) относятся:
Несмотря на то что боль в шейно-плечевой области в большинстве случаев носит доброкачественный характер и чаще всего спровоцирована физической нагрузкой на фоне дегенеративно-дистрофических изменений шейного отдела позвоночника и мышечно-тонических синдромах, всегда стоит быть настороженным, чтобы не пропустить более серьезные заболевания (переломы, опухоли позвоночника или спинного мозга, спондилиты и спондилодисциты, а также аневризму подключичной артерии).
Редкими, но не менее серьезными причинами шейно-плечевого синдрома могут быть сахарный диабет, саркоидоз, васкулиты и др. Именно поэтому необходимы тщательный опрос, неврологический осмотр и дополнительные методы исследования.
Наиболее часто проводят рентгенографию шейного отдела позвоночника, которую следует дополнять функциональными пробами, а также визуализацией через открытый рот для исключения подвывиха атланта.
При подозрении на опухоль, спондилит, грыжи дисков и для визуализации морфологии окружающих шейно-плечевую область тканей показано проведение:
МСКТ/МР-томографии,
ультразвуковой диагностики,
а в некоторых случаях ЭНМГ.
Как лечить?
Консервативное лечение пациентов с болью в шее и плече — комплексное, с учетом характера, типа боли, сопутствующей патологии и факторов хронизации болевого синдрома.
В остром периоде лекарства первого выбора — нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП), механизм действия которых заключается в ингибировании циклооксигеназы (ЦОГ).
Учитывая роль миофасциального синдрома при боли в шее и плечах, оправдано назначение комбинации НПВП и миорелаксантов.
Напряжение мышц может быть снижено при помощи центральных миорелаксантов (баклофена, толперизона, тизанидина) или в результате локального введения в мышцу ботулотоксина типа А.
Эффективность ряда миорелаксантов отмечена в плацебо-контролируемых исследованиях, однако нет доказательств преимущества одного миорелаксанта перед другими в отношении уменьшения скелетно-мышечной боли.
Комбинация миорелаксанта и НПВП может быть эффективнее монотерапии НПВП. Также при не эффективности монотерапии НПВП рекомендуется добавление миорелаксанта.
Однако, несмотря на огромный спектр фармакологических способов купирования боли, зачастую врач сталкивается с отсутствием достаточного и долговременного обезболивающего эффекта.
С этой точки зрения поиск других терапевтических направлений видится наиболее актуальным.
И одним из таких перспективных подходов является применение симптоматических препаратов замедленного действия (SYSADOA) — класса препаратов, которые положительно влияют на симптомы ОА и имеют доказательства болезнь-модифицирующего действия при их длительном применении.
Метаанализы плацебо-контролируемых исследований SYSADOA доказали положительное действие этих препаратов.
Один из представителей этой группы препаратов — Диафлекс (диацереин) — производное антрахинолина, активным метаболитом которого является реин.
Важно использование лекарственных препаратов, обладающих противоцитокиновыми свойствами, способными тормозить процессы воспаления внутри диска и таким образом препятствовать его дегенерации и развитию дискогенной боли.
Анализируя вышесказанное, стоит отметить, что тщательный сбор жалоб, анамнеза, данные осмотра и дополнительных методов обследования помогут врачу при подборе комплексной терапии для пациента с болью в шее и плече, учитывая индивидуальные особенности больного, наличие у него коморбидных состояний, а также доказательства эффективности и безопасности назначаемых препаратов.
После дообследования и постановки точного диагноза рекомендуется:
Противовоспалительные коротким курсом (например, Аркоксия 90 мг 7-10 дней), + Омепразол 20 мг по 1 капсуле 2 раза в день за 30 минут до еды;
Миорелаксанты (Мидокалм 150 мг 3 раза в день или сирдалуда 4-6 мг на ночь или сирдалуд 2 мг на ночь 10 дней).
Уколы - хондропротекторы (можно Хондрогард, по схеме).
Местные противовоспалительные средства (например, Вольтарен-эмульгель или Немулид мазь в шейный отдел позвоночника - 2 раза в день – 10 дней),
Регулярная и достаточная физическая активность, можно и сейчас заниматься умеренно, через боль нельзя!
Пластырь с лидокаином (Версатис).
Лежать на ортопедической подушке с эффектом памяти обратитесь в ортопедический магазин и по высоте шейного отдела подберут вам подушку
Пройти курс ЛФК (Хорошо продолжать ежедневную гимнастику по Шишонину,
После уменьшения болей - физиотерапия, вне обострения регулярно ЛФК, плавание.
Иглорефлексотерапии, физиотерапия на шейный отдел позвоночника (магнитотерапия, электрофорез с карипазимом)
Избегать длительной статической нагрузки на шейный отдел позвоночника, поднятие тяжести, переохлаждений.
Самое главное для профилактики - это как раз регулярная динамическая нагрузка, например, йога, бассейн, фитнес или хотя бы домашние тренировки.
В случае, если в течение 2-4 недель лечение не будет эффективно, лучше обратиться к неврологу очно для назначения более серьёзных рецептурных обезболивающих.
Видео: Комплекс простых упражнений при боли в шее и плечах
! ВНИМАНИЕ. Материалы представлены исключительно с информационной и справочной целью. Не занимайтесь самолечением! Обратитесь к специалисту (бесплатно)!
Стеноз позвоночного канала: что это, причины, симптомы, диагностика, методы лечения
Стеноз позвоночного канала - это уменьшение его переднезаднего и бокового диаметров. Данное состояние может наблюдаться в поясничном и шейном отделах позвоночника, реже в грудном отделе.
M48.0 | 28-11-22
Фасеточные суставы: функции, источник позвоночной боли, диагностика, РЧ-аблации
Фасеточные (межпозвонковые, дугоотростчатые) суставы имеют синовиальную оболочку, они соединяют тела двух смежных позвонков, замыкая позвоночный канал сзади.
| 29-11-22
Артроз: диагностика, критерии (Kellgren и Lawrence), рентгеноглогические критерии
Инструментальная диагностика включает в себя такие виды исследований, как рентгенография, магнитно-резонансная томография, артроскопия.
Наиболее ярко патологию мышечно-связочного аппарата спины отражает миофасциальный болевой синдром (МФС)
M79.1 | 29-11-22
Гипермобильность суставов (ГС) и гипермобильный синдром (ГМС): что это, симптомы, диагностика, критерии гипермобильности суставов
Для установления гипермобильности общепринятой является балльная оценка: 1 балл означает патологическое переразгибание в одном суставе на одной стороне
Впервые эта деформация была описана Эйленбургом (A. Eulenburg) в 1826 г. Более подробную характеристику ей дал Шпренгель (Sprengel O.K., 1891).
Q74.0 | 29-11-22
Дисплазия тазобедренных суставов у ребенка: диагностика, УЗИ и рентгенография
Методы диагностики врожденной патологии тазобедренных суставов подразделяются на клинические и лучевые. Следует отметить, что диспластическая патология тазобедренных суставов у большинства пациентов может быть диагностирована и пролечена в амбулаторных условиях.
M24.8 | 29-11-22
Врожденная косолапость: причины, патогенез, классификация, диагностика, как лечить
Врожденная косолапость — это стойкая приводящесгибательно-супинационная контрактура стопы, связанная с врожденным недоразвитием и укорочением внутренней и задней групп мышц и связок голени. По последним данным литературы частота встречаемости врожденной косолапости у детей в Российской Федерации составляет 1–3 на 1000 новорожденных. Двусторонняя косолапость встречается примерно в 46,6–50% случаев от общего числа заболеваний.
Q66.0 | 29-11-22
Врожденная плосковальгусная стопа (вертикальная таранная кость, pes valgus convexus cong., talus verticalis): клиника, диагностика, лечение
Врожденная плосковальгусная стопа (вертикальная таранная кость) (pes valgus convexus cong., talus verticalis). Вертикальное положение таранной кости — аномалия развития стопы, клинически проявляющаяся в резко выраженной плосковальгусной деформации.
Q66.8 | 29-11-22
Гипоплазия плюсневых костей: причины, диагностика, как лечить?
Гипоплазия плюсневых костей может сочетаться с другими аномалиями развития, часто – связанными с наследственной остеодистрофией Олбрайта.
Q72.8 | 29-11-22
Болезнь Легга—Кальве—Пертеса (остеохондропатия головки бедренной кости): симптомы, диагностика, как лечить?
Заболевание описано A. Legg, J. Calve и G. Perthes в 1910 г. У детей до 5 лет заболевание обычно не встречается, наиболее часто возникает в возрасте 5–10 лет, преимущественно у мальчиков. Процесс в основном односторонний.
M91.1 | 29-11-22
Болезнь Келера I и Келера II у детей: симптомы, диагностика, лечение
Заболевание впервые описано А. Kohler в 1908 г. Остеохондропатия ладьевидной кости стопы чаще развивается в возрасте 3–7 лет, обычно с одной стороны.
M92.7 | 29-11-22
Болезнь Кальве (остеохондропатия тел позвонков): симптомы, диагностика, как лечить?
Болезнь Кальве (впервые описана J. Calve в 1925 г.) — деструктивный процесс в области тел позвонков. Наблюдают у детей возрасте от 2 до 15 лет, наиболее часто — в 4–7 лет.
Дальше не знаю что делать, по УЗДГ есть проблемы с позвоночной артерий С7 с обеих сторон, так по ЭЭГ не все в порядке, но вроде сказали что на речь это не влияет, что дальше делать.
30-03-23
Ребенку 3 года, родился на сроке, стимулировали таблетками, по апгар 8/9, 3500, рост 53, беременность протекала хорошо, естественные роды, с 8 месяцев начались проблемы с питанием, после введения кусочков начался повышенный рвотный рефлекс и очень сильно рвало от любого кусочка, в итоге совсем отказался от еды, научился жевать только в 1,8.
Сейчас с питанием проблемы сохранились есть очень мало и выборочно, ни разу не ел мясо, фрукты и овощи, теперь началась новая проблема мы так и не заговорили, отклонений в развитие нет ребенок все понимает, с мелкой мотоциклы все хорошо.
Хорошо умеет делать упражнения языком, но речи нет, значит цвета, учим буквы, цифры, знает лево, право, фигуры, все знает, все понимает, очень сообразительный, говорит только Мама, папа, баба, деда, На, NOY (нет), ням-ням, би-би, знает некоторые звуки животных.
Сейчас ходим на развивающие занятия, начали курсы с логопедом.
Дальше не знаю что делать, по УЗДГ есть проблемы с позвоночной артерий С7 с обеих сторон, так по ЭЭГ не все в порядке, но вроде сказали что на речь это не влияет, что дальше делать.
Идти нам к мануальному терапевту, идти ли нам на общий массаж и идти ли Нам на ЛФМ, что за чем должно идти, какая последовательность, медикаметозно пока не хотелось бы.
Подскажите пожалуйста.
Рекомендации врача невролога
По УЗИ сосудов шеи и никакой связи между задержкой речевого развития и изменениями по УЗИ нет, деформация на уровне С7 - то есть локально сосуд как бы искривлен несколько, но это не значит что кровоток плохой что есть блок кровотока - нет такого нет, кровообращения нормальное, а такая деформация особенность врожденная.
Бывают ситуации когда при задержке развития проходят УЗИ там выявляют спазмы какие либо, разное (всегда узи что то выявляет такой уж метод) и начинают списывать доктора что все дело в сосудах, но это не так, это называется натягивать диагноз и причины. Нет связи.
Задержка речевого развития идет по причинам патологии мозга (как правило гипоксия во время беременности или во время родов, в разной степени выраженности ее переносят все детки рожденные естественным путем), а так же индивидуальные генетические особенности.
По ЭЭГ все нормально, цель данного исследования исключить эпилептическую активность - которая может влиять на развитие, у Вас нет этой активности, остальные записи не имеют клинической значимости.
По ЭЭГ не бывает всё в порядке, ни у кого, ни у взрослых ни у детей, всегда показывает дезорганизацию ритмов.
Речевое развитие, если судить по таблицам к 2 годам 200-300 слов, к 3 годам двух и трехсловные предложения. Но конечно же детки не все , далеко не все развиваются по таким жестким таблицам. критериям.
К мануальному терапевту не вижу показаний и смысла.
Общий массаж можно но не в плане речевого развития а если есть показания со стороны невролога (тонусное напряжение мышц).
Основные мероприятия:
это занятия на мелкую и крупную моторику как домашние так и со специалистом;
детские развивающие центры,
занятия с нейропсихологом.
Дома развивайте мелкую моторику - лепка, рисование, шнуровка, аппликации, массирование подушечек пальцев, перебирание крупы, пазлы, мозаика, читать чаще, разговаривать часто громко и внятно.
С логопедом занимаетесь.
Так же покажитесь хирургу детскому или стоматологу - проверить уздечку языка.
В целом если судить по жалобам - ребенок все понимает, но не говорит - то это моторная алалия.
Курс лечения при диагнозе: Задержка психомоторного развития и речевого развития на резидуально органическом уровне на фоне внутричерепной гипертензии
Глицин по 2 т -2-3 р в день
Микстура по 1 ст ложке -2 р в день (Диакарб 1/2 утром)
Сделала МРТ головного мозга с контрастом. Из симптомов боль в шее, небольшое головокружение (заносит при ходьбе), периодически не могу подобрать слова в разговоре. Пожалуйста, скажите на сколько все серьезно.