Внимание, имеются противопоказания! Необходима консультация специалиста!

Главная > Права и обязаности пациента

Права и обязаности пациента

Данная памятка разработана для знакомства пациентов или их законных представителей с правами и обязанностями, предусмотренными действующим российским законодательством.

В соответствии с установленными нормами, обращаясь в медицинское учреждение на территории РФ, Вы получаете право на:

  • уважительное отношение со стороны медперсонала и других сотрудников медицинского центра;
  • возможность выбирать медучреждение и лечащего врача;
  • прохождение медицинских, профилактических, диагностических и реабилитационных процедур в нормальных условиях, соответствующих актуальным гигиеническим и санитарным требованиям;
  • получение консультационной помощи от специалистов;
  • обезболивание во время различных медицинских вмешательств и облегчение болей, непосредственно связанных с болезнью;
  • выбор круга лиц, которым будут передаваться данные о состоянии пациента;
  • получение объективных сведений, связанных с правами и обязанностями пациента, а также с состоянием его здоровья;
  • возможность отказаться от хирургического или другого медицинского вмешательства;
  • защиту информации, входящей во врачебную тайну;
  • возмещение ущерба, причиненного пациенту в процессе получения медпомощи;
  • получение правозащитной помощи от адвоката или законного представителя;
  • встречу со священнослужителем и обеспечение условий для проведения религиозных обрядов при прохождении стационарного лечения (для этого пациенту могут, в том числе, предоставляться отдельные помещения, если это не ведет к нарушениям установленного в медицинском центре внутреннего распорядка).

Помимо перечисленных выше прав у пациентов российских медицинских учреждений есть и предусмотренные законодательством обязанности. К ним, в частности, относятся:

  • соблюдение утвержденного внутреннего распорядка медицинского центра;
  • забота о сохранности собственного здоровья, отсутствие действий, которые направлены на нанесение ущерба себе или другим больным;
  • уважение прав всех пациентов, находящихся на лечении, а также персонала медицинского учреждения;
  • своевременное информирование сотрудников медицинского центра о непонимании запланированных медицинских вмешательств;
  • соблюдение правил поведения в медучреждении и установленного врачом лечебного режима, в том числе во время зафиксированной нетрудоспособности;
  • своевременное посещение приемов и предписанных процедур, а также заблаговременное предупреждение сотрудников медицинского центра в случае невозможности это сделать;
  • выполнение врачебных предписаний и своевременное информирование о прекращении лечебных процедур или об обращении к другим специалистам в связи с возникновением новых проблем;
  • оперативное сообщение персоналу медицинского учреждения о появлении осложнений или отклонений, если они будут замечены как в процессе получения лечения, так и после него;
  • прохождение медосмотров в соответствии с действующими законами РФ;
  • получение медицинской помощи при наличии заболеваний, которые официально считаются представляющими опасность для окружающих.

В действующем законодательстве предусмотрено несколько форматов ответственности, которую пациент может нести в процессе получения медпомощи. В частности, в Гражданском кодексе РФ зафиксированы следующие положения:

  • пациент или его законный представитель не должны допускать злоупотреблений своими правами, которые могут привести к нарушению законных интересов других граждан (статья 10 ГК РФ);
  • если пациент или его законный представитель нанесли материальный ущерб медицинскому учреждению, они обязаны его возместить (статья 1064 ГК РФ).

В соответствии с 20-ой статьей ФЗ № 323 от 21 ноября 2011 года, для проведения медицинского вмешательства необходимо предварительно получить информированное добровольное согласие от самого пациента или от его представителя, определенного в предусмотренном законом порядке. Больной соглашается на рекомендованную врачом операцию после получения данных о методах лечения, целях процедуры, возможных последствиях и риске для здоровья, который она может за собой повлечь. Кроме того, медработник должен в доступной для понимания форме рассказать пациенту об альтернативных вариантах и о прогнозируемых последствиях вмешательства.

Получение от больного или его представителя информированного добровольного согласия – это обязательное условие для оказания медпомощи. Исключение делается только в случаях, оговоренных в тексте ФЗ № 323.

В медицинском центре «Гиппократ» работают врачи, медсестры и обслуживающий персонал с высокой квалификацией. Сотрудники учреждения внимательно относятся ко всем пациентам и руководствуются современными стандартами качества оказания медпомощи.

Если Вы считаете, что Ваши права были нарушены, можно обратиться в следующие инстанции:

  • администрацию медицинского учреждения;
  • общество защиты прав потребителей медицинских услуг;
  • врачебные и другие медицинские профильные ассоциации;
  • иные инстанции, занимающиеся защитой прав пациентов, в том числе в суды разных уровней.
  • Постановление Правительства
    ✔ Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. № 2299 “О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
    Посмотреть
  • Памятка для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи
    ✔ Памятка для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи
    Посмотреть
  • Постановление правительства ТО №845
    ✔ Постановление правительства ТО №845 от 30.12.2020г. “О территориальной Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Тульской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов”
    Посмотреть
  • О правах и обязанностях граждан в сфере охраны здоровья
    ✔ О правах и обязанностях граждан в сфере охраны здоровья
    Посмотреть
чат с врачом