Внимание, имеются противопоказания! Необходима консультация специалиста!
28-01-23; просмотров + 10262
Тотальное эндопротезирование — широко распространенный метод лечения патологии суставов.
В мире количество таких операций составляет более 1,5 млн в год, и этот показатель неуклонно растет: ожидается, что к 2025 году он достигнет 2,1 млн, а к 2030 году — 4,4 млн.
Здравоохранение в РФ следует общемировым тенденциям.
В 2015 году в России выполнено 101665 артропластик суставов, из них 61224 (60,2%) — эндопротезирований тазобедренного сустава, 37 372 (36,8%) — коленного сустава и 3069 (3,1%) — других суставов.
С ростом числа первичных артропластик крупных суставов увеличивается и количество пациентов с инфекционными осложнениями после этих операций.
По данным российских авторов, частота ревизий тазобедренного сустава составляет 16,6% от всех первичных артропластик этого сусгава, причем на долю инфекции приходится 50,3%.
Перипротезная инфекция замедляет процесс реабилитации пациентов после ревизионных вмешательств предшествующие нарушения статодинамической функции конечности: гипотрофия и рубцовые изменения мышц, контрактуры суставов, вторичные сосудистые изменения. Также увеличенный объем вмешательства при ревизионном эндопротезировании может препятствовать быстрому восстановлению пациента в результате кровопотери и снижения уровня белка.
Самое важное это своевременная и правильная диагностика инфекции после операции эндопротезирования с выявлением возбудителя.
При наличии болевого синдрома после эндопротезирования тазобедренного сустава первым делом необходимо исключить именно перипротезную инфекцию, и ее вовремя проведенная диагностика увеличивает шансы на благоприятный исход лечения.
В настоящее время диагностика инфекции оперированного сустава вызывает немало сложностей изза ранее использованных современных антибиотиков широкого спектра, низковирулентной флоры и часто нетипичного течения воспалительного процесса.
Ведущие возбудители инфекции протезированного сустава — Staphylococcus aureus и Staphylococcus epidermidis.
В 8-10%случаев возбудителями перипротезной инфекции могут быть Escherichia coli, Klebsiella pneumoniae, Pseudomonas aeruginosa, Proteus spp., Enterobacter spp., Adnetobacter spp.
Полимикробная инфекция — причина инфекции протезированного сустава 16-32% случаев.
К проблемным микробам относят рифампицинустойчивые стафилококки, фторхинолон-устойчивые грамотрицательные бактерии и грибы Candida.
Самый частый симптом инфекционного процесса в области эндопротеза — боль, от которой страдают свыше 90% пациентов.
Источником болевых ощущений может быть и ряд неинфекционных причин, таких как асептическая нестабильность, неточное позиционирование компонентов эндопротеза, артрофиброз, аллергические реакции и др.
Важны время, прошедшее с момента проведения первичной операции до появления болевого синдрома, особенности заживления раны, длительность поспеоперационной лихорадки, характеристика антибиотикопрофилактики либо антибиотикотерапии в послеоперационном периоде.
Характер болевого синдрома: ночные или нагрузочные, пульсирующие, наличие иррадиации.
Уровень СОЭ и СРВ увеличивается после тотального эндопротезирования коленного или тазобедренного суставов и возвращается к норме в течение трех недель и двух месяцев, соответственно.
Сохранение высокого уровня СОЭ и СРВ показателей в течение длительного времени — ранний диагносгический признак развития ППИ.
В настоящее время количественное определение лейкоцитов в крови, как маркера ППИ, малоинформативно.
Сегодня трудно представить диагносгику ППИ без пункции пора женного сустава с цитологическим и бактериологическим исследованием пунктата. Определяется количесгво лейкоцитов и процентное содержание полиморфноядерньк нейтрофилов.
Предельные значения составляют >4200 лейкоцитов в мкл или >80% нейтрофильных гранулоцитов.
О наличии инфекции свидетельствует количество лейкоцитов в суставной жидкости более 3 тыс. в 1 мкл.
Бактериологическое исследование пунктата не всегда позволяет выявить возбудителя, так как в условиях сформированной биопленки возбудитель в суставной жидкости может отсутствовать. Обработка ультразвуком удаленных компонентов эндопротеза приводит к разрушению матрикса биопленки и высвобождению микроорганизмов, что дает возможность получения более точных бактериологических анализов.
D-лактат синовиальной жидкости показал более высокую чувствительность для диагностики ППИ в сравнении с определением количества лейкоцитов в синовиальной жидкости (86% и 80%, соответственно). Недостаток применения метода — его низкая специфичность. Повышение уровня D-лактата наблюдается еще и при синдроме диссеминированнога внутрисосудистого свертывания (ДВС-синдром), тромбозе вен, обширных хирургических вмешательствах, ревматоидном артрите.
Альфа-дефензины
В настоящее время также используют определение уровня альфадефензина синовиальной жидкости иммунохроматографическим методом (ИХА).
Альфа-дефензины — противомикробные пептиды, которые вырабатываются активированными нейтрофилами в ответ на инфекцию. Альфа-дефензин обладает ограниченной чувствительностью (54%), но высокой специфичностью (>95°/о), поэтому его следует рассматривать как вспомогательный подтверждающий тест.
Во время оперативного вмешательства забираются фрагменты мягких тканей и кости для гистологического и бактериологического исследования.
Гистологическое исследование (ГИ) интраоперационных образцов тканей не зависит от условий культивирования и свойств бактерий-возбудителей, таким образом оно хорошо дополняет микробиологическую диагностику. ГИ имеет большую чувствительность в сравнении с бактериологическим исследованием интраоперационных образцов тканей и синовиальной жидкости: 95% против 78% и 57%, соответственно.
Биоптаты синовиальной оболочки, перипротезной мембраны и других периферических тканей, в которых подозревается инфекция.
Лучший вариант для ГИ при перипротезной инфекции — перипротезная мембрана.
Пробы биоматериапа необходимо собирать следующим образом:
Дополнительно о периротезной инфекции написано здесь https://doclvs.ru/medpop5/periprotinf.php
Лечение пациентов с хронической перипротезной инфекцией должно включать полное удаление инфицированных имплантов в сочетании с этиотропной антибиотикотерапией.
Высокая частота хронизации инфекционного процесса ведет к развитию остеомиелита и необходимости повторных, вряде случаев многократных хирургических вмешательств.
Эффективность локального использования антибиотиков, чаще всего в составе костного цемента на основе полиметилметакрилата (ПММА), при замещении костных дефектов у пациентов с ППИ и остеомиелитом считается общепризнанной.
Известно, что после имплантации антибиотикосодержащего спейсеpa из микротрещин и пор костного цемента в окружающие ткани выделяется не более 10% антибиотика.
Удаление инфицированных имплантов и радикальная некрсеквестрэктомия так же, как и удаление цементных спейсеров, особенно при многократных операциях, сопровождаются формированием обширных костных дефектов, требующих восполнения остеозамещающими материалами.
Альтернативный метод и «золотой стандарт» остеозамещения — применение аллогенной губчатой кости, импрегнированной антибиотиками.
Применение импрегнированных антибиотиками аллотрансплантатов может расширить возможности локальной антимикробной терапии, так как практически все препараты могут быть использованы для импрегнации аллокости в отличие от костного цемента.
В зависимости от показаний к хирургическому вмешательству, локализации инфекционного очага, размера костного дефекта и наличия внутреннего косгного банка представлены три типа аллотрансплантатов:
Рациональный подбор антибактериальной терапии возможен только после выделения возбудителя инфекции и изучения его антибиотикочувствительности.
Таким образом, разработка новых остеозамещающих материалов, на основе импрегнированных антибиатиками костных аллотрансплантатов, представляется крайне перспективным направлением.
Наличие такого материала может в корне поменять стратегию лечения перипротезной инфекции в сторону более частого выполнения одноэтапного реэндопротезирования, так как высокие концентрации антибиотика в месте установки компонентов будут препятствовать адгезии бактерий и, как следствие, предупреждать формирование микробной биопленки.
При этом импакция материала с высокой антимикробной активностью в области костных дефектов будет способствовать распространению антибактериальных препаратов в костную ткань.
Повышение эффективности локальной антимикробной терапии приведет к снижению частоты рецидивов инфекционного процесса, сокращению сроков лечения, ускорению реабилитации профильных пациентов и, как следствие, может существенно сократить финансовые затраты системы здравоохранения.