Внимание, имеются противопоказания! Необходима консультация специалиста!
29-11-22; просмотров + 7637
Врожденные деформации кисти — один из самых сложных и полиморфных разделов детской ортопедии. Кисть человека — это важнейший орган опорно-двигательного аппарата в функциональном отношении.
Закладка верхней конечности у человеческого эмбриона происходит на 3-й неделе внутриутробного развития в виде нерасчлененных выступов на уровне нижних шейных и верхних грудных сегментов. Постепенно зачаток увеличивается и делится на два отдела — проксимальный и дистальный; последний соответствует свободной верхней конечности. На 5-й неделе кисть отграничивается желобком, на 6-й неделе появляется пальцевой валик, делящийся на 5 бугорков — будущих пальцев, на 8-й неделе начинается быстрый рост пальцев, а рост межпальцевых перепонок отстает.
Влияние различных тератогенных факторов (ионизирующее излучение, инфекционные заболевания матери, экзо- и эндогенные интоксикации), наличие наследственной предрасположенности, различные генные и хромосомные аномалии на любом из этапов закладки и развития верхней конечности приводят к формированию порока.
По литературным данным, врожденная патология кисти составляет от 0,1 до 1,94 на 1000 новорожденных. По мнению ряда авторов, за последние 20 лет отмечается увеличение этой патологии в два раза с возрастанием удельного веса тяжести комбинированных пороков с 18 до 64%.
Проблема хирургического лечения врожденных пороков кисти далека от решения несмотря на безусловные достижения в ее разработке, в том числе внедрение методов с использованием микрохирургической техники. Нет единой комплексной оценки дефектов кисти, недостаточно изучены вопросы наследственной обусловленности деформаций верхней конечности.
Огромный полиморфизм врожденных пороков кисти привел к тому, что в литературе нет единства взглядов в отношении классификации.
Подобное деление является упрощенным, но удобным в практической работе:
Используя данную классификацию, можно идентичные виды патологии располагать в различные группы.
Синдактилия — порок, заключающийся в неразделении двух пальцев и более с нарушением косметического и функционального компонента. На долю этого порока в изолированном виде или в сочетании с другими деформациями, по данным ряда авторов, приходится более 50% всех врожденных аномалий кисти. Частота встречаемости 1:2000–1:4000.
Отсутствие или ограничение движений пальцев при синдактилии является большим препятствием для нормального гармоничного развития ребенка в связи с нарушением хвата и психомоторного развития. Порок характеризуется многообразием клинических форм: по количеству пальцев — синдактилия и полисиндактилия, по виду сращения — мягкотканная и костная, по протяженности — базальная, терминальная, тотальная.
Клиническая картина
При мягкотканной синдактилии пальцы хорошо сформированы, в функциональном отношении имеется лишь некоторое ограничение сгибания. Ногтевые пластины чаще расположены отдельно. Отмечается выраженная борозда на тыльной поверхности сращенных пальцев, в то время как на ладонной она не контурируется (см. рис. 1.6). На рентгенограммах костных изменений нет.
При костной форме отмечается небольшое боковое искривление более длинного пальца в сторону соседнего. Как правило, порок отмечается в области III–IV пальцев, и деформируется III палец. Часто ограничение сгибания влияет на нормальную функцию кисти. В большинстве случаев ногтевые пластины сращены. На рентгенограммах синостоз концевых фаланг в виде мостика или на протяжении всех фаланг (см. рис. 1.7, 1.8).
При полисиндактилии отмечается выпуклая форма ладони и пальцы находятся в положении некоторого сгибания. Самым сложным является костная форма полисиндактилии, при которой кисть приобретает форму ложки. Резкое снижение функции вызывает гипотрофию мышц тенара, гипотенара и предплечья. На рентгенограммах определяются многочисленные аномалии скелета кисти, неправильное расположение и костное сращение как некоторых фаланг, так и пястных костей.
Оперативное лечение порока при мягкотканной форме рекомендовано выполнять в возрасте 4–5 лет. При костной форме лечение оптимально начинать после 12 мес.
Полидактилия бывает преаксиальной, постаксиальной и центральной. Может наблюдаться 6-, 7- и 8-палость и больше. При этой патологии встречается «зеркальная кисть», трехфаланговый первый палец и различные другие виды вторичных деформаций. Различают семь видов.
Полифалангия с разделенными ногтевыми пластинами. I палец имеет форму «Y». Чаще обе фаланги одинаковые в размерах. К каждой фаланге прикрепляется пучок сухожилия глубокого сгибателя. На рентгенограмме ногтевые фаланги напоминают буквы «Y».
Полифалангия с общей ногтевой пластиной. Характерным является расширение ногтевой пластины с продольной бороздой посередине. На рентгенограммах удвоение ногтевой фаланги. Функция не страдает.
Полифалангия с добавочной трехгранной костью: оба пальца являются зеркальным отражением друг друга и имеют отдельные сухожилия и сосудисто-нервные пучки.
На рентгенограммах отмечается наличие избыточных фаланг в одном пальце. Каждый палец двигается отдельно.
Полидактилия с удвоением пястной кости
При наличии одинаковых первых пальцев отмечается широкая пястная кость. Ладонь широкая. На рентгенограммах имеет место расширенная вдвое пястная кость с почти параллельно расположенными костными элементами обоих пальцев. Каждый палец может двигаться отдельно.
«Болтающаяся» шестипалость — гипоплазированный радиальный или ульнарный 6-й палец, висящий на кожной ножке. Порок корригируется амбулаторно после 1–2 мес.
Редкие формы полидактилии (гептадактилия и трифалангизм) требуют большого внимания. Косметически кисть резко страдает. Сроки оперативного лечения индивидуальны, но в большинстве случаев после 12 мес. жизни.
Брахидактилия кисти (частота встречаемости 0,09 случаев на 1000) — это укорочение пальцев вследствие уменьшения в размере или отсутствия средней и проксимальной фаланги. При этой патологии всегда сохранена дистальная фаланга с ногтевой пластинкой, часто наблюдается симфалангизм, что может обуславливать наличие одно- или двухфалангового пальца, синдактилии, уменьшение в размере всего скелета кисти с укорочением предплечья, плеча и аплазией большой грудной мышцы (синдром Поланда). В некоторых случаях наблюдается изолированное укорочение пястных костей вследствие недоразвития (преждевременного синостозирования зон роста) пястных костей при нормальном развитии фаланг.
По степени тяжести брахидактилия подразделяется следующим образом:
Эктродактилия кисти — 0,41 случаев на 1000, частичное недоразвитие пальцев в сочетании с врожденными перетяжками и синдактилией, при этом последовательно поражаются ногтевые, затем средние и проксимальные фаланги, вплоть до наличия только рудиментов проксимальных фаланг.
Эктродактилия подразделяется на первичную и вторичную: при первичной в легких случаях имеет место недоразвитие ногтевых фаланг. По мере утяжеления порока появляются дефекты ногтевых и средних фаланг, при тяжелой — отсутствовали ногтевые, средние и практически полностью основные фаланги. Вторичные эктродактилии имели такую же последовательность редукции сегментов, однако отличались совершенно иными видами сопутствующих деформаций и отсутствием четкого тератологического ряда.
Гипоплазия кисти подразделяется на радиальную, центральную и ульнарную, при которых в клинических случаях имело место недоразвитие коротких мышц кисти и уменьшение объемных размеров пальца и пястной кости. В более тяжелых — недоразвитие пястной кости большей или меньшей степени выраженности, и наконец при максимальной выраженности — наличие только гипопластических фаланг пальцев. Гипоплазия I пальца встречается в 0,06 случаев на 1000 и заключается в недоразвитии мышц области тенара и скелета I пальца. Наблюдаются различные степени гипоплазии — от равномерно умеренно выраженного уменьшения в размере всего луча кисти с атрофией мышц и незначительным нарушением функции до «болтающегося» пальца с полным нарушением функции (рис. 1.13).
Адактилия кисти встречается в 0,1 случае на 1000 новорожденных и заключается в полном отсутствии одного или нескольких пальцев кисти, при этом сохранены пястные кости, которые могут быть нормально развитыми, гипопластичными или рудиментарными. Определяется при сохранении только пястных костей, причем в легких случаях последние были представлены полностью, а в более тяжелых — проксимальными 2 / 3 .
Аплазия кисти характеризуется полным отсутствием лучей кисти с наличием на стороне поражения лишь костей запястья. Аплазия лучей кисти (частота встречаемости 0,11 случая на 1000) — это отсутствие одного или нескольких пальцев и соответствующих пястных костей, иногда с костями запястья этого ряда.
Врожденное расщепление кисти (частота встречаемости 0,04 случая на 1000) — это порок развития, для которого характерно наличие расщелины в области частично недоразвитых или полностью отсутствующих центральных лучей.
Камптодактилия. Частота встречаемости 0,04 случая на 1000. Имеет место сгибательная контрактура проксимальных межфаланговых суставов пальцев, в основе которой лежит врожденное изменение места крепления (эктопия) червеобразных мышц с тыла основной фаланги на ладонную поверхность, при этом выпадает механизм разгибания средней и дистальной фаланги, вторично развивается укорочение сухожилия поверхностного сгибателя, сморщивание капсулы сустава и контрактура коллатеральных связок проксимального межфалангового сустава.
Стенозирующий лигаментит, или болезнь Нотта, или «щелкающий палец» (частота встречаемости 0,3 случая на 1000) — это сгибательная контрактура I пальца, в основе которой лежит метаплазия в кольцевидной связке и сухожилиях сгибателей плотной оформленной соединительной ткани в волокнистый хрящ с дальнейшей его трансформацией в гиалинизированную рубцовую ткань. Консервативное лечение может быть эффективно у детей до 1,5–2 лет. Используются компрессы с гидрокортизоном на начальных этапах заболевания. При неэффективности консервативного лечения показно оперативное лечение.
Хирургические вмешательства при врожденных пороках развития представляют собой совершенно особую проблему реконструктивной хирургии. В то время как при приобретенных дефектах речь идет о восстановлении утраченной функции вследствие повреждений, при врожденных пороках приходится создавать совершенно новую функцию с помощью вновь созданных анатомических структур и соотношений. Кроме того необходимо выработать новый стереотип движений, закрепить его, максимально приблизив их к нормальным формам хвата.
Задача обследования больных заключается в получении необходимого спектра знаний о патологии кисти и общем состоянии ребенка с целью выработки оптимальной тактики реконструктивно-восстановительного лечения и, исходя из состояния ребенка, допустимого объема хирургического вмешательства, а также объективной оценке исхода заболевания.
Клинический метод исследования. С его помощью осуществляется первичная диагностика порока развития кисти, определяется сторона поражения, число недоразвитых пальцев, величина укорочения пальцев, предплечья, плеча, наличие атрофии конечности, сопутствующей патологии. Позволяет оценить состояние кожных покровов, избыток или дефицит мягких тканей, наличие трофических расстройств. Во время клинического осмотра определяется функциональная значимость поражения, социальная адаптация ребенка, сила захвата (динамометрия), объем движений (гониометрия), возможно изучить тактильную гнозию, дискриминационную чувствительность, секрецию пота методом измерения поляризационного тока кожи.
Рентгенологический метод. С его помощью уточняется характер поражения скелета кисти. Изучая рентгенограммы, обращают внимание на соответствие числа костей кисти возрасту ребенка, наличие дополнительных деформаций, костную структуру фаланг и пястных костей, степень их недоразвития, выраженность эпифизов, форму эпифизов, укорочение костей, взаимоотношение костей запястья, форму межфаланговых и пястно-фаланговых суставов, выраженность суставной щели, конгруэнтность суставных поверхностей.
Со времен Зеллера и Дидо достигнуты значительные успехи в области хирургии кисти, однако продолжают меняться взгляды на оптимальные сроки оперативного вмешательства.
А.П. Тяжелков в 1993 г. предложил следующий алгоритм лечения сложных пороков развития кисти у детей.
Особенности лечения врожденных пороков развития кисти при сочетании их с генетическими синдромами. В течение оперативного вмешательства по поводу врожденных пороков развития кисти у пациентов, имеющих какой-либо генетический синдром, могут возникнуть осложнения, что следует учитывать в ходе предоперационной подготовки, самой операции и реабилитационного периода.
Особенности лечения при синдроме Марфана (описан в 1896 г.). К осложнениям, которые могут встречаться в ходе операции по поводу врожденных пороков развития кисти, можно отнести дыхательную недостаточность, пневмоторакс.
Требуется осторожность при укладке пациента на операционный стол в связи с возможностью вывихов суставов. Использование кардиодепрессантов необходимо производить с осторожностью.
Сроки оперативного вмешательства по поводу порока развития кисти: после 4 лет жизни (5–7 лет).
Относительные противопоказания к операции: тяжелая патология сердечно-сосудистой системы (дилатация корня аорты, пролапс митрального клапана). При синдроме Билса (нарушение синтеза белка фибриллина-2) как разновидности синдрома Марфана противопоказана антикоагуляционная терапия.
Особенности лечения при синдроме Элерса—Данлоса (1901). Осложнения в результате оперативного вмешательства по поводу врожденных пороков развития кисти: расхождение швов, истончение послеоперационных рубцов (в виде «папиросной бумаги»), разрывы сосудов (тяжело останавливаемые кровотечения). В ходе операции имеется вероятность развития злокачественной гипертермии.
Особенности ведения пациента в предоперационном периоде и в течение самой операции: повышенный риск спонтанного пневмоторакса, сердечная и легочная недостаточность. Перед операцией обязательная оценка функциональных показателей сердца, определение показателей почечной экскреции при наличии врожденных пороков сердца и почек.
Особенности лечения при синдроме МиллераДикера (лизэнцефалия, 1960). Операции по поводу пороков развития кисти проводить не рекомендуется в связи с наличием тяжелых поражений ЦНС и врожденных пороков сердца, также имеются большие трудности в плане выполнения общей анестезии в связи с пороками развития лицевых костей.
Особенности лечения при синдроме Фримена-Шелдона (синдром «свистящего лица»). Особенностью при проведении операции на кисти является то, что ульнарная девиация пальцев связана не с костными нарушениями, а с поражением локтевого нерва, либо соответствующих мотонейронов.
Врожденные деформации — многообразная патология, лечение которой требует взвешенного подхода к выбору оптимальной тактики лечения. Дети, как правило, наблюдаются у ортопеда с первых месяцев жизни амбулаторно.
Лечение должно проводиться в специализированном стационаре. После оперативной коррекции и стационарного лечения, пациенты возвращаются на амбулаторный этап помощи. Дети с данной патологией подлежат диспансерному наблюдению до окончания роста. И наличие преемственности между стационарным и амбулаторным звеном позволяет оптимизировать тактику ведения пациентов и улучшить результаты лечения.