Внимание, имеются противопоказания! Необходима консультация специалиста!
19-05-23; просмотров + 5374
Формирующийся при нарушениях осанки и сколиозе неблагоприятный двигательный стереотип фиксируется на уровне корковых моторных центров.
У многих подростков асимметричность, нескоординированность в движениях становятся привычными.
При этом попытки устранить дефекты в осанке одномоментным мышечным усилием вызывают у них неудобства.
Перестроить выработанный и зафиксированный неблагоприятный стереотип движений очень трудно, поэтому корковую регуляцию рассматривают как активизацию не отдельных мышц, а целостных движений: походки, осанки, т.е. всех двигательных процессов, повторяющихся в повседневной жизни.
Приступая к занятиям корригирующей гимнастикой, необходимо, прежде всего, ознакомить ребенка с представлением о правильной осанке и его собственными проблемами.
1) улучшить физическое развитие, стимулировать работу органов и систем, нормализовать протекание нервных процессов, повысить эмоциональное состояние;
2) выработать силовую и общую выносливость мышц туловища, укрепить (а в ряде случаев создать) мышечный корсет;
3) исправить имеющийся дефект осанки;
4) сформировать и закрепить навык правильной осанки.
Среди особенностей корригирующей гимнастики прежде всего следует отметить следующие:
Длительность занятий. Первые результаты от занятий гимнастикой можно увидеть через 3 месяца. Это будет свидетельствовать о том, что идет формирование правильной осанки. Чтобы закрепить достигнутый результат, заниматься гимнастикой следует не менее года, а в дальнейшем для сохранения правильной осанки соблюдать профилактические мероприятия и ввести некоторые корригирующие упражнения в комплекс утренней гигиенической гимнастики.
Систематичность. Корригирующая гимнастика должна проводиться не реже 3 раз в неделю. Наиболее эффективно выполнять гимнастику 2 раза в день утром и вечером, а днем сделать несколько специальных упражнений в виде физкультминуток. Продолжительность одного занятия гимнастикой может быть от 15 до 25 минут, а физкультминуток -от 3 до 5 минут.
При исправлении осанки у детей применение физкультминуток в течение дня является обязательным.
Использование специальных упражнений. Чтобы вполне сознательно подходить к подбору упражнений для предупреждения или исправления того или иного нарушения осанки, необходимо изучить причины, вызываюшре это нарушение, знать какие мышцы необходимо укрепить в первую очередь.
При асимметричной осанке основную роль играют симметричные упражнения. Они дают выраженный положительный эффект, обеспечивая выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса.
Такое действие симметричных упражнений связано с физиологическим перераспределением нагрузки: для сохранения срединного положения тела более ослабленные мышцы на стороне отклонения позвоночника во время выполнения упражнения работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне.
Для коррекции нарушений осанки в сагитальной плоскости, связанных с увеличением угла наклона таза, используют упражнения, способствующие укреплению мышц задней поверхности бедер, межпоперечных мышц поясницы, а также брюшного пресса. При дефектах осанки, обусловленных уменьшением угла наклона таза, необходимы упражнения для укрепления мышц поясничного отдела спины и передней поверхности бедер.
Нормализации физиологических изгибов позвоночника в ряде случаев можно достичь улучшением подвижности позвоночника в месте наиболее выраженного дефекта (например, при сутулости - в грудном отделе).
Крыловидные лопатки и приведенные вперед плечи могут быть исправлены при помощи упражнении с нагрузкой на трапециевидные и ромбовидные мышцы, а также на растягивание грудных мышц.
Выстояние живота устраняется упражнениями для мышц брюшного пресса из исходного положения лежа на спине. Наиболее эффективными из них являются те, которые вызывают максимальное напряжение прямых и косых мышц живота.
В комплексы гимнастики для устранения того или иного дефекта осанки могут быть включены наряду со специальными и общеразвивающие упражнения.
1) постепенное увеличение нагрузки;
2) постепенный переход от простых упражнений к более сложным;
3) рассеивание нагрузки (т. е. необходимо чередовать упражнения для различных мышечных групп: верхних и нижних конечностей, мышц спины и брюшного пресса, мышц шеи и грудных мышц и т. д.);
4) использование дыхательных упражнений после интенсивных, трудных упражнений и упражнений, при которых глубокое дыхание затруднено.
Эффективность использования специальных упражнений во многом зависит от выбора исходных положений. Наиболее выгодными из них являются те, при которых возможна максимальная разгрузка позвоночника по оси и исключается влияние на тонус мышц, определяющих угол наклона таза: лежа на спине, животе и стоя в упоре на коленях (на четвереньках).
Одновременно с выполнением корригируюшрх упражнений идет формирование навыка правильной осанки, который вырабатывается на основе мышечно-суставного чувства, позволяющего создать нужное положение определенньк частей тела. Для этого используют: зрительный самоконтроль (тренировки перед зеркалом), взаимоконтроль (занимаюшреся контролируют друг друга), контроль со стороны родителей, педагогов, принятие правильной осанки у стены, когда к мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные.
Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходит также во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение тела. При коррекции осанки у детей широко используются игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки.
Темп движений при выполнении упражнений корригирующей гимнастики должен быть медленным или средним. Все движения необходимо сопровождать глубоким дыханием, обращая внимание главным образом на выдох, так как после хорошего выдоха вдох всегда будет более полноценным и глубоким. Вдыхать рекомендуется через нос, а выдькать через нос и рот. Заниматься следует в свободной хлопчатобумажной одежде.
Зимой перед занятиями комнату надо проветривать, а летом проводить гимнастику на воздухе или у открытого окна.
Всем, кто занимается гимнастикой, исправляющей осанку, следует помнить, что после занятий не должно быть неприятных, а тем более болевых ощущении, вы должны чувствовать лишь приятную мышечную усталость.
И.А. Котешева (2002) дает следующие рекомендации по корригирующей гимнастике для детей с нарушениями осанки.
Для исправления плоской спины гимнастика должна быть направлена на: а) укрепление глубоких мышц спины; б) укрепление мышц, увеличивающих наклон таза (т. е. мышцсгибателей тазобедренных суставов); в) укрепление мышц, удерживающих лопатки в правильном положении, и растяжение мышц грудной клетки.
Для исправления круглой и сутулой спины необходимо уменьшить грудной изгиб позвоночника, придать лопаткам правяльное положение и, кроме того, при круглой спине увеличить поясничный лордоз.
Для этого необходимо: а) укрепить глубокие мышцы спины; б) растянуть передние связки грудного отдела позвоночника; в) увеличить подвяжность в грудном отделе позвоночника; г) укрепить мышцы, удерживающие лопатки в правильном положении; д) при круглой спине укрепить мышцы, увеличивающие наклон таза вперед (сгибатели тазобедренных суставов).
Для исправления плоско-вогнутой спины необходимо уменьшить угол наклона таза. Для этого нужно: а) укрепить мышцы брюшного пресса; б) растянуть мышцы-сгибатели и укрепить мышцы-разгибатели тазобедренных суставов; в) растянуть задние связки няжнегрудного и поясничного отделов позвоночника и мышцы поясничной области.
Для исправления кругло-вогнутой спины необходимо решить те же задачи, что и для коррекции круглой, сутулой и седлообразной спины: а) укрепить мышцы брюшного пресса; б) растянуть мышцы-сгибатели и укрепить мышцы-разгибатели тазобедренных суставов; в) растянуть задние связки поясничного отдела позвоночника и мышц поясничной области; г) растянуть передние связки грудного отдела позвоночника; д) увеличить подвижность в грудном отделе позвоночника; е) укрепить глубокие мышцы спины; ж) укрепить мышцы, удерживающие лопатки в правильном положении.
Для коррекции кругло-вогнугой спины следует чередовать приведенные выше упражнения для исправления круглой, сутулой и плоско-вогнуюй (седлообразной) спины, то есть один день вьшолнять упражнения, рекомендованные при круглой и сутулой спине, а другой - при седлообразной.
Кроме гимнастических упражнений для исправления кругловогнутой спины рекомендуется заниматься плаванием, легкой атлетикой, фигурным катанием, танцами и т. п.
Для нормализации положения лопаток необходимо: а) добиться восстановления нормальных изгибов позвоночника; б) укрепить глубокие мышцы спины; в) укрепить и повысить тонус поверхностно расположенных мышц спины, фиксирующих лопатки и плечи в правильном положении.
Занятия с детьми, имеющими крыловидные лопатки, следует начать с исправления нарушении осанки, используя для этого соответствующие комплексы специальных упражнений.
В дальнейшем следует выполнять упражненяя с сопротивлением (резиновыми амортизаторами).
Осанка: правильная и неправильная https://travmakab.ru/news/505
Почему физические коррекционные упражнения важны:
Обязательно посетите хотя бы одно занятие, которое ваш ребенок посещает в группе лечебной физической культуры.
Обратите внимание, и вы убедитесь, что каждый ребенок в группе будет иметь свой вариант нарушения осанки: у кого-то будет круглая спина, у кого-то выпуклый живот и сильный прогиб в пояснице, у кого-то будет бочок больше виден справа, у другого ребенка - слева, у одного ребенка будет выше правое надплечье, у другого - левое. ! Набор физических упражнений будет одинаков для всех.
Теперь, задумайтесь, а все ли предложенные физические упражнения будут эффективны в коррекции того типа нарушения осанки, который имеет ваш ребенок. И даже, если данный комплекс физических упражнений полностью вам подходит, оцените качество выполнения упражнений вашим малышом. Далеко не всегда инструктор подходит и обучает правильной технике выполнения. А как иначе, ведь в группе от 10 до 25 человек.
Выбирая специалиста по физической терапии для своего ребенка, отдайте предпочтение тем профессионалам, которые смогут составить индивидуальную программу физических коррекционных упражнений в соответствии с тем типом нарушения осанки, который имеет ваш ребенок. Ведь, занимаясь в индивидуальном формате, вероятность того, что программа нейромоторного переобучения осанки будет реализована, будет выше. Но и стоимость таких занятий также будет выше.