Внимание, имеются противопоказания! Необходима консультация специалиста!
18-05-23; просмотров + 3040
Профилактика нарушений осанки и сколиозов должна иметь комплексный характер.
В ее состав включают разнообразные мероприятия.
Среди них важную роль играют мероприятия, обеспечивающие, во-первых, правильный статико-динамический режим:
1) постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой с невысокой плоской подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучать ребенка спать на спине или на боку, но не свернувшись калачиком;
2) придя из школы, ребенок должен лечь отдохнуть час–полтора, для того чтобы дать отдых мышцам спины и освободить от нагрузки позвоночник;
3) необходимо правильно организовать рабочее место (по крайней мере в домашних условиях, за неимением парт, соответствующих росту и возрасту, в школах); освещение должно быть рассеянным и достаточным.
Основные требования для рабочей позы во время занятий – максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение (рисунок).
Во-вторых, необходимо постоянно следить за формированием двигательных привычек школьников и препятствовать появлению поз и положений, негативно влияющих на состояние позвоночника (рисунок):
1) бороться с хроническим переутомлением мышц, связанным с длительным поддержанием определенного положения тела;
2) избегать неправильного положения ребенка во время учебных занятий и приготовления уроков (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т. д.; опасно для ребенка косое положение плечевого пояса при письме, когда не ведущая рука свешена со стола, или косое положение таза, когда ребенок сидит подложив ногу под ягодицу);
3) препятствовать формированию привычки носить портфель, сумку и другие вещи в одной и той же руке (лучше ранец с двумя лямками);
4) исключить ситуации, когда при поддержании постоянной позы приходиться стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене, или лежать во время сна, на отдыхе на одном и том же боку.
В-третьих, важным является ежедневное формирование и закрепление принципов здорового образа жизни для школьников с ослабленным здоровьем. Среди мероприятий этого направления выделяют:
1) организацию и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т. д.);
2) оптимальный режим двигательной активности, включающий прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание. Физические упражнения, выполняемые школьниками во время активных занятий, должны быть направлены на укрепление мышц спины, живота и боковой поверхности туловища.
Все эти незначительные, на первый взгляд, детали играют важную роль в профилактике и лечении нарушений осанки, так как влиянию корригирующей гимнастики ребенок подвергается в течение некоторого времени, а большую часть дня и всю ночь проводит без ортопедического контроля.
Процесс формирования навыка правильной осанки длительный и протекает в определенной последовательности (А.А. Потапчук, С.В. Матвеев, М.Д. Дидур, 2007):
1) обучение отдельным элементам правильной осанки;
2) овладение осанкой;
3) устранение излишнего мышечного напряжения;
4) автоматизация правильной осанки, то есть образование двигательного стереотипа;
5) появление «чувства осанки», то есть умения удерживать правильную осанку в любых условиях.
Однако выработанный навык правильной осанки не остается на всю жизнь. И.П. Павлов указывал, что прочные условные рефлексы без подкрепления могут угасать. Поэтому воспитательное влияние на осанку не должно прекращаться ни в образовательном учреждении, ни дома.