Внимание, имеются противопоказания! Необходима консультация специалиста!

Клинические случаи
Врачебные рекомендации

Плосковальгусные стопы (ПВС) у детей: причины, симптомы, лечение по степени и возрасту

Плосковальгусные стопы (ПВС) у детей: причины, симптомы, лечение по степени и возрасту

29-11-22; просмотров + 24626

Код МКБ-10: M21.0 - Вальгусная деформация, не классифицированная в других рубриках

Код МКБ-11: FA31.0


Плоскостопие является самой частой причиной обращения к детскому ортопеду.

У девочек и у мальчиков встречается одинаково часто. 

Анатомо-физиологические особенности детской стопы 

Форма стоп, выраженность сводов обусловлена наследственно, в этом играет большую роль выраженность эластичности связочно-капсульного аппарата, наличие той или иной степени соединительнотканной дисплазии. 

Также неврологические причины, возникающие в пре- и антенатальном периоде (эксикоз беременных, гипоксические состояния в родах) обуславливают нарушения мышечного тонуса у ребенка, что может усугубляться в дальнейшем при вертикальной нагрузке. Также необходимо отметить малую или, наоборот, крупную массу тела ребенка на первом году жизни, характер моторного развития, раннее начало ходьбы с различными «ходунками». 

Эти факторы ведут к развитию вальгусной стопы.

При нагрузке нормальная стопа имеет три костные точки опоры. Задней опорой стопы является подошвенный бугор пяточной кости; передневнутренней опорой — головка первой плюсневой кости с ее двумя сесамовидными костями; передненаружной — головка пятой плюсневой кости. 

Три костные точки опоры стопы соединены системой арок, составляющих и удерживающих подошвенный свод. Свод стопы, удерживаемый системой арок, состоит из двух куполообразных поверхностей, расположенных под прямым углом друг к другу, продольной и поперечной. 

Обе части свода стопы, продольная и поперечная, представляют собой функционально единое целое. 

Продольная часть подошвенного свода, идущая вдоль длинной оси стопы, опирается на внутреннюю и наружную арки, поперечная часть свода — на переднюю поперечную арку. Пронационно-супинационные движения совершаются вокруг горизонтальной переднезадней оси стопы: отведение (абдукция) комбинируется с пронацией, производя наружную торсию стопы — valgus стопы или эверсию (eversio).

Подробно об арках стопы написано здесь https://doclvs.ru/medpop/svodistopy.php

вальгусные стопы

Классификация вальгусной стопы

Классификация видов деформации стопы с уплощением сводов по этиологии:

  • врожденная;
  • паралитическая;
  • посттравматическая;
  • идиопатическая.

Паралитическая вальгусная стопа (pes valgus parаlуtiсus) образуется при выпадении функции большеберцовых мышц. Антагонисты парализованных большеберцовых мышц — малоберцовые мышцы и наружная часть общего длинного разгибателя пальцев устанавливают стопу в положение отведения. Как вторичный компонент сложной деформации pes valgus возникает при эквинусной паралитической стопе.

Посттравматическая вальгусная стопа возникает вследствие неправильно сросшихся переломов плюсневых костей и лодыжек, иногда с нераспознанным разрывом тибиофибулярной связки, а также переломов пяточной и таранных костей, как статический вариант после длительной иммобилизации. В некоторых случаях существует возможность обратного развития.

Идиопатическая вальгусная стопа также может называться диспластической, проявляет себя с началом ходьбы ребенка, в периоды интенсивного роста и клинически прогрессирует в периоды интенсивного роста. Идиопатический hallux valgus как проявление поперечного плоскостопия, как правило, манифестирует в возрастных периодах 5–7 или 8–10 лет (Конюхов М.П., 2007). Характеризуются проградиентным течением.

Клиническая картина

Дети жалуются на утомляемость, болевые ощущения в стопах, голенях (степень болевых ощущений зависит от выраженности деформации). Родители обращают внимание на вычурность походки, частые падения на ровной поверхности, то, что дети не всегда могут полноценно участвовать в играх сверстников. 

Изменение нагрузки стопы и ее опоры сказывается на изнашиваемости обуви: каблук больше изнашивается с внутренней стороны, подошва обуви — с наружной. С возрастом могут появиться жалобы на боли в коленных (в основном по внутренней поверхности), тазобедренных суставах, позвоночнике. 

Так как у всех детей с плоскостопием в той или иной степени нарушены пространственные взаимоотношения в вышележащих отделах опорно-двигательного аппарата, вследствие смещения центра тяжести, возникают явления гиперлордоза в поясничном отделе позвоночника, часто с компенсаторным кифозом в грудном, передний наклон таза. Негативному влиянию подвержены биомеханические процессы движения — нарушается походка. Сопровождаясь внутренней торсией голени, вальгусная стопа является обычной причиной «загребающей» походки ребенка.

Диагностика

Клинический метод

Осмотр стопы проводят при свободно свисающем ее положении и под нагрузкой — стоя и при ходьбе. Осмотром сзади определяют положение заднего отдела стопы, для чего через середину ахиллова сухожилия и центр бугра пяточной кости мысленно проводят линию-ось заднего отдела стопы. Отвесное расположение оси или наружное, вальгусное ее отклонение до угла 6° считают нормальным. 

Наружное отклонение свыше 6° является патологическим (pes valgus). Относительная длина пальцев нормальной стопы у различных людей неодинакова. В соответствии с длиной пальцев различают греческую форму стопы —I < II > III > IV > V, египетскую стопу —I > II > III > IV > V, промежуточную, прямоугольную стопу —I = II > = III > = IV > = V.

Особенности строения стоп предрасполагают к развитию определенных статических изменений. При греческой форме стопы, при которой I плюсневая кость короче II и иногда III, чаще всего возникает поперечное плоскостопие, а также перегрузка головки II плюсневой кости; при египетской стопе — развитие статической вальгусной.

При фиксированной, ригидной плосковальгусной стопе при осмотре обнаруживают ряд типичных изменений:

  • 1. Продольная часть свода стопы отсутствует, и стопа опирается всей своей подошвенной поверхностью. Передний отдел стопы находится в положении тыльного сгибания по отношению к заднему отделу, который в свою очередь по отношению к переднему отделу стопы оказывается в положении подошвенного сгибания. Под внутренней лодыжкой располагается выпячивание, образованное головкой таранной кости, смещенной внутрь вперед и вниз. Иногда ниже головки таранной кости обнаруживается второе выпячивание — внутренний рог ладьевидной кости.
  • 2. Передний отдел стопы установлен по отношению к заднему в положение отведения. Углообразное искривление продольной оси стопы особенно хорошо заметно, если смотреть на линию, по которой внутренний край стопы опирается на пол; вершина угла наружного отведения переднего отдела стопы располагается в средней части предплюсны.
  • 3. Пятка отклонена кнаружи (пронирована). При осмотре стопы сзади пятка опирается на поверхность своим внутренним краем. Нить отвеса, опущенного с середины икроножной мышцы, проходит кнутри от пятки. Внутренняя лодыжка выступает, наружная сглажена; в области sinus tarsi обнаруживается вдавление.
  • 4. Передний отдел стопы по отношению к заднему отделу компенсаторно супинирован. Пронация пятки и супинация переднего отдела стопы приводят к исчезновению ее свода.
  • 5. В некоторых случаях плюсневые кости веерообразно расходятся и большой палец приводится внутрь к уплощению продольной части свода присоединяется распластывание поперечного свода.

Подоскопия (компъютерная плантография)

Современные методы диагностики помимо осмотра и мануального исследования включают в себя осмотр ребенка на зеркальном подоскопе (пациент стоит на прозрачной поверхности, под которой под углом расположено зеркало, позволяющее визуализировать отпечаток стопы, определить распределение статической нагрузки (рис. 4.3).

По нашему мнению, данный метод наряду с клиническим является ведущим в диагностике патологии стопы в детском возрасте.

Существуют различные варианты стабилометрии, пришедшие из протезостроения, основанные на цифровой обработке данных подоскопии, графически изображая рельеф стопы, выявляя зоны перегрузки и недостаточной опоры.

Из методов диагностики патологии стоп у детей школьного возраста необходимо отметить плантографию (отпечаток следа с нагрузкой на бумаге), подометрию по методу М.О. Фридланда. На плантограмме проводят прямую линию через центр оттиска пятки и между отпечатками III и IV пальцев, условно отделяя наружный свод стопы, образуемый пяточной и IV–V плюсневыми костями. Если закрашенная часть не выходит за пределы этой линии на середине отпечатка, уплощения средней части стопы нет. 

Отношение закрашенной части к установленной ширине наружного свода характеризует степень плоскостопия: 

  • нормальная стопа — 0,51–1; 
  • пониженный свод — 1,11–1,20; 
  • плоскостопие I степени — 1,21–1,3; 
  • II степени — 1,31–1,50; 
  • III степени — 1,51 и более. 

Необходимо отметить, что широко применяемый при диспансеризации школьников метод плантографии на бумаге при кажущейся простоте интерпретации достаточно специфичен в оценке. Принципиально оценивать не только ширину отпечатка продольного свода, но и характер распределения нагрузки на опору. Так, занимающие большую часть в нарушении сводов стоп у детей 10–15 лет, половальгусные стопы принимаются исследователями за норму.

Рентгенологический метод

Рентгенологический метод позволяет уточнить диагноз, выявить явления артрозов суставов предплюсны, плюсны. Выполняется стоя с естественной нагрузкой в боковой проекции с захватом 4–5 см голени по методике Богданова.

На рентгенограммах путем построения треугольника с вершиной у нижнего края ладьевидно-клиновидного сочленения и основанием от подошвенного контура головки I плюсневой кости до нижнего контура пяточного бугра определяется угол продольного свода и высота продольного свода — перпендикуляр из нижней точки ладьевидно-клиновидного сочленения до горизонтальной линии. В норме угол свода равен 125–130°, высота (h) продольного свода — 39 мм.

Достоверными критериями степени поперечного плоскостопия являются параметры угловых отклонений первой плюсневой кости и первого пальца. На рентгенограммах с естественной нагрузкой в прямой проекции проводятся три прямых линии, соответствующие продольным осям I–II плюсневой кости и основной фаланге I пальца.

степени плоскостопия

Лечение

У всех детей с целью профилактики развития статических вальгусных установок стопы, правильного развития ее сводов рекомендуется с первых шагов использовать устойчивую обувь с каблучком (до 1 см к 8 годам). 

Тенденция к применению в детской обуви первых лет жизни фабричных массивных супинаторов вредна, так как, находясь на таком неиндивидуальном «бугорке», мышцы сводов стопы не имеют возможности гармонично развиваться при статической нагрузке. Хождение по фактурным, раздражающим подошву поверхностям оказывает положительное воздействие на развитие детской стопы, для ровных гладких поверхностей целесообразно использовать обувь. 

Лечебная гимнастика, массаж, физиолечение актуальны во всех детских возрастных группах. Катание на велосипеде, физкультура оказывают благотворное влияние, а занятия видами спорта, связанные со статическими перегрузками, могут повлечь отрицательную динамику у детей с деформациями стоп.

Ортезирование (ортопедические стельки)

Эффективно для рационального распределения статической нагрузки по стопе, амортизации при различных видах деформации стоп. При плосковальгусной деформации с функциональной недостаточностью помимо массажа, обязательной ежедневной лечебной физкультуры и физиолечения для создания правильной опоры целесообразно применять индивидуальные вкладные ортезы в обувь. 

Учитывая мировой и отечественный опыт, применяемые в ортезировании материалы и слепочные технологии, ортезы Шумахера и т.п. часто не обеспечивают должной коррекции, создают дискомфорт для постоянного использования их пациентами в обуви, изделия трудоемки и длительны в изготовлении. Последнее особенно важно, учитывая постоянный рост ребенка.

В последние годы в связи со значительным развитием претерпели изменения ортопедические техники коррекции стоп.

Применение ортопедических стелек позволяет врачу-ортопеду самостоятельно изготавливать ортез строго индивидуально, с учетом анатомо-физиологических и статико-динамических особенностей детской стопы, и в дальнейшем при динамическом наблюдении, используя способность материала к ремоделированию, корригировать однажды изготовленную стельку.

стельки при вальгусных стопах

Толщина готовой стельки составляет 2–3 мм, что упрощает ее использование во всей обуви ребенка. В детском возрасте используется заготовка с возможностью создания внутреннего и наружного берцев для коррекции вальгусной деформации стопы

При этом передняя и задняя части выполнены из мягкого материала, что обеспечивает правильную последовательность компонентов шага: пяточный удар, перекат и носовой толчок, динамическую коррекцию. При hallux valgus возможно создание метатарзального корректора для выкладки поперечного свода, что оказывает содействие при сдерживании идиопатической деформации. 

Для лечения тяжелых и ригидных форм плосковальгусных стоп применяються стельки с добавлением супинатора по всей длине стопы, что позволяет полностью устранить вальгусный компонент, создавая возможность для координации работы мышц сводов стопы.

При неэффективности консервативного лечения, в случаях стойкого болевого синдрома, нарушении функции стопы показано оперативное лечение (установка субталярного импланта с вариантами тенопластики).

При ригидных деформациях необходимо помнить о возможности анатомических вариантов тарзальных коалиций (рентгенография, КТ подтверждают диагноз), при стойком клиническом проявлении которых показано оперативное лечение (разделение коалиций с миопластикой).

Kак правило, при адекватном выполнении родителями рекомендаций ортопеда у подавляющего большинства детей с вальгусными стопами консервативных мероприятий достаточно.

Как лечить вальгус 3й ст? Рекомендации врача травматолога-ортопеда:

Если у ребенка вальгус стоп 3й ст,  желательно ходить босиком можно только по массажным коврикам в качестве лечебной процедуры, а остальное время в специальной антивальгусной обуви, в которую необходимо сделать индивидуальные ортопедические стельки.

У ребенка есть синдром слабости соединительной ткани. Связки и сухожилия не набирают необходимой прочности (опаздывают по времени). 

Задача удержать стопы в правильном физиологическом положении до того момента, когда связки приобретут необходимую прочность. Это обязательно произойдет, но у всех это происходит в разное время.
В норме до 5-ти лет, у кого-то в 10, а у кого-то только в конце роста скелета к 16-18 годам. Если стельками и правильной обувью удастся поддержать нормальный свод, то так его потом связки и зафиксируют. Если разовьется плоскостопие, связки растянутся, то когда они наберут прочность, зафиксируют уже навсегда стопу в положении плоскостопия.

По лечению Рекомендовано:

  • 1. Индивидуальные ортопедические стельки.
  • 2. Ортопедическую антивальгусную обувь с каблуком Томаса, высокими берцами или задником, каблучком 1 см. Она так и называется "антивальгусная" - погуглите. Дома то же в ней ходить.
  • 3. ЛФК детям до 5-ти лет не проводят, поскольку они еще маленькие и не совсем понимают, что от них хотят. Попробуйте заниматься в форме игры.
  • 4. Массаж нижних конечностей с акцентом на голени и стопы 4 раза в год по 10 процедур.
  • 5. СМТ по стимулирующей методике на голени и стопы 4 раза в год по 10 процедур.
  • 6. Парафиноозокерит на голени и стопы 4 раза в год по 10 процедур.

Если проблема в плоско-вальгусной установке стоп, то в антивальгусной обуви должен пойти в течение недели.

Общие рекомендации по лечению плоско-вальгусных стоп:

Массаж и самомассаж суппинирующих мышц стопы, мышц голеннй. Ограничить одностороннюю нагрузку, на сколько это возможно-самокат и т д

Использование дома, ортопедического коврика с различными секция и-с иммитацией травки, камышков и т. Д

Использование также полусферу-отлично укрепляется связочный аппарат стоп, развивает координацию движение, вестибулярный аппарат, улучшает кровообращение. Использование массажный мячей с различным диаметром и степенью жёсткости 

Ношение ортообуви - да, обязательно и желательно постоянного ношения.

Несложный комплекс упражнений, в игровой форме, что бы можно было выполнять дома, постоянно по 1-2 упражнения изменять или комбинироватьь с другими. Например, это и "рисование" ножками, и ходьба "ёлочкой" или "мишка косолапый". Упражнение "балерина" и другие.

Плавание.

Курс физио процедур, самое эффективное-С Т, 1р/3 месяца. Ножные ванночки перед сном по 15-20 мин. Можно с морской солью.

Наблюдение детским ортопедом не реже, на первых ом этапе - р/3 мес, а далеее 1р в 4-6 мес.

  • Потребуется рентгенография тазобедренных суставов, что понять, от куда эта проблема, и ранее вы упоминали, что у ребёнка дисплазия ТБС
  • Фото нижних конечностей в динамике, тоже самое касается походки(видео фиксация) с интервалом 1р/3 мес
  • Отпечаток стоп с указанием даты, так нагляднее проследить как развивается свод стопы("поднимается")

Курс лечения при вальгусных стопах https://travmakab.ru/news/374

Вальгусные стопы - когда делать операцию https://travmakab.ru/news/291

Патология стопы у ребенка: ответы врача https://travmakab.ru/newsmed/tparticle/868



Видео: Плосковальгусные стопы


! ВНИМАНИЕ. Материалы представлены исключительно с информационной и справочной целью. Не занимайтесь самолечением! Обратитесь к специалисту (бесплатно)!


На сколько дней выдается больничный лист? Сроки временной нетрудоспособности >>>


Код медицинской услуги: -

    Коды парентных медицинских услуг:

Комментарии

Унковертебральный артроз

Унковертебральный артроз и шум в голове: что это, как лечить?

С января появился стойкий высокочастотный шум в ушах, резко стало снижаться зрение. Сурдолог, по возрасту всё в норме

M54.2 | 29-11-22
Плосковальгусные стопы у детей

Плосковальгусные стопы (ПВС) у детей: причины, симптомы, лечение по степени и возрасту

Дети жалуются на утомляемость, болевые ощущения в стопах, голенях (степень болевых ощущений зависит от выраженности деформации). Родители обращают внимание на вычурность походки, частые падения на ровной поверхности, то, что дети не всегда могут полноценно участвовать в играх сверстников.

M21.0 | 29-11-22
Не держит голову

Ребенок не держит голову в 2,5-3 мес: в чем причина, что делать?

На протяжении первого полугода жизни ребенок активно тренирует свои мышцы, чтобы развить в себе данные способности, и обычно к 6-месячному возрасту уже уверенно держит головку.

Z00.1 | 08-02-23
#Плоскостопие

Плоскостопие: когда нужна операция?

Плосковальгусная установка стопы левой 2-3 степени, правой 3 степени. Ноги устают к вечеру. В 10 лет определили сколиоз S-образный. Носит инд. стельки с 7-8-ми лет.

M21.0 | 29-11-22
#Сколиоз

Прогрессирование сколиоза: угол Кобба и тест Риссера

Расшифруйте, пожалуйста, рентген (фото прикрепила). Нужно определить градус искривления (по Коббу) и тест Риссера. Имеется диагноз - сколиоз 2-3 степени. Подскажите, есть ли вероятность прогрессирования болезни после 17 лет?

M41 | 29-11-22
Коксартроз 3 степени

Коксартроз 3 степени: как лечить?

Врачи говорят, что коксартроз возник из-за врожденной дисплазии тазобедренного сустава, до года я была в стременах Павлика, в год врачи сказали их снять, т.к. все хорошо. На данный момент боли у меня периодические, могут быть раз в 3 месяца

M16.0 | 29-11-22
Сколиоз 2 степени

Сколиоз 2 степени: есть ли риск прогрессирования?

12 лет. Грудной отдел 15 гр поясничный 18 гр. ( фото прилагаю)рост 164 см, вес 43 кг. По результатам обращались в областную детскую ортопедическую больницы и в центр лечения сколиоза. И там и там Сказали пока наблюдаться, и в конце сентября сделать рентген снова

M41 | 29-11-22
Симфизит через 5 лет после родов

Симфизит через 5 лет после родов: что делать, как лечить?

Начал беспокоить правый тазобедреннвй сустав с отдачей в пах. Решила сделать МРТ сустава, в итоге заключение : МР картина артроза несочленения переходного люмбо-сакрального и сакрального позвонков 1-2 степени.

O26.7 | 29-11-22
Разрыв мениска у ребенка

Разрыв мениска у ребенка 12 лет: что делать, как быть

Ровно год как никаким спортом не занимается. Но отголоски остались. Боли в коленях. На мрт повреждение менисков 2 степени. Срастётся?

S83.2 | 29-11-22
#Хондромаляция

Хондромаляция 3 ст: как лечить?

Начало болеть колено после занятий спортом. Сделали МРТ. Заключение: Хондромаляция блока бедренной кости 3 степени.

M94.2 | 29-11-22
Гонартроз и ГЭРБ

Гонартроз и гастрит: как лечить сустав и ненавредить желудку?

Мне 35 лет. Последние несколько месяцев меня беспокоит боли в колене слева с внутренней стрроны и отекает нога (стопа). Мажу мазью долобене и пью немисил при болях. Заключение рентгена артроз 2 степени коленного сустава. Подскажите как это лечится? И чем снять отек?

M17.0 | 29-11-22
#Ортопедический матрас

Ортопедический матрас при сколиозе: какой лучше выбрать, рекомендации врача ортопеда

Я хочу преобрести ортопедический матрас, но не знаю какой выбрать, и в первую очередь какой мне подойдёт. Мне 24 года. У меня сколиоз в пояснисно-грудном отделе 1 степени

| 29-11-22
#Плоскостопие 3 ст.

Плоскостопие 3ст, можно ли вылечить? Рекомендации врача ортопеда

Скажите пожалуйста, существуют ли способы лечения\исправления плоскостопия 3-й степени до 2-й или 1-й мужчине в возрасте 21 года? Если да то, каким именно образом. Или же плоскостопие 3-й степени исправлению не поддается?

M24.1 | 29-11-22
УЗИ при дисплазии

УЗИ тазобедренных суставов при дисплазии: классификация по Графу, что означает

Ультразвуковое исследование тазобедренных суставов — это основной скрининговый метод диагностики, позволяющий заподозрить диспластический процесс той или иной степени выраженности сразу после рождения ребенка.

M24.8 | 29-11-22
Врожденная косорукость

Врожденная косорукость (manus varum и manus valgum): причины, степени, лечение

Косорукость — анатомический дефект верхней конечности в результате онтогенетически детерминированного нарушения эмбриональной дифференцировки. Проявляется как нарушением функции, так и косметическим пороком. Различают две основные формы: manus varum и manus valgum.

Q71.4 | 29-11-22
чат с врачом